Большой петергофский дворец

Санкт-Петербург, 1715-1755.

Автор Франческо Бартоломео Растрелли, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.

1 этап постройки: 1715-1725 гг. Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.

2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Источник Санкт-Петербург Большой петергофский дворец

Расположение на карте Яндекс