Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

Москва, 17 августа 1829 года - 20 сентября 1834 года.

Автор Осип Иванович Бове.

Проект и постройка Триумфальных ворот в ознаменование победы над французами в 1812 году были поручены выдающемуся архитектору Осипу Ивановичу Бове. Сама идея устройства памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств император высказал желание построить в Москве Триумфальные ворота, на манер тех, какие возводились в Петербурге. Архитектор Бове работал над проектом более двух лет, а 26 апреля 1829 года он был окончательно утвержден императором.

Закладка нового для Москвы архитектурного шедевра у Тверской заставы состоялась 17 августа 1829 года при огромном стечении народа.

Строительство Триумфальных ворот растянулось наа пять лет. Торжественное открытие состоялось 20 сентября 1834 года. Спустя чуть более 50 лет, в 1899 году под аркой Триумфальных ворот проехал первый в Москве электрический трамвай. Маршрут протянулся от Страстной площади до Петровского парка. Чтобы москвичи привыкли к названию топонимов кондуктор объявлял на остановке: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Брестский вокзал». Стоит сказать, что до 1912 года привычный нам Белорусский вокзал носил имя Брестский, а в период с 1912 по 1917 кондукторы объявляли его как Александровский.

Летом 1936 года, согласно концепции Генплана, Триумфальные ворота были разобраны. Предварительно бригада архитекторов провела необходимые обмеры, зарисовки, а также сфотографировала памятник архитектуры. Чугунные скульптуры и архитектурные украшения ворот были переданы в Музей архитектуры на территории Донского монастыря.

Согласно планам А.В. Щусева, который разрабатывал проект реконструкции площади, планировалось вернуть Триумфальные ворота на историческое место, однако это реализовано не было. Чугунные колонны арки долгое время лежали на Миусской площади, а в годы Великой Отечественной войны были переплавлены. Сохранилась только одна единственная колонна.

В декабре 1956 года было принято Постановление №1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в Москве». Копию Триумфальных ворот Бове установили в 1966 году. Новый проект был разработан коллективом архитекторов под руководством В.Я. Либсона. Местом расположения арки решено было выбрать Кутузовский проспект, неподалеку от музея-панорамы «Бородинская битва». Несмотря на тщательное изучение чертежей и фотографий исторической арки, новый ансамбль отличается от оригинала. В конструкциях стен вместо кирпича использовали железобетон, а белый камень заменили на серый крымский известняк. Новая арка лишилась кованных решеток и кордегардии, которые украшали творение Бове. Архитектурная отделка новых Триумфальных ворот также была выполнена заново: на Мытищинском заводе было отлито 150 чугунных скульптур. По образцу единственной сохранившейся колонны было отлито 12 новых чугунных колонн.

Источник Москва, Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

Расположение на карте Яндекс